Меню Рубрики

На горле не говорить речь

Голос открывает вас миру. Не только ваши мысли, но и то, что вы чувствуете и иногда не хотели бы показать. По нему о вас судят окружающие, и он во многом определяет их отношение к вам.

Эта тема возникла неожиданно. Как-то однажды на тренинге мы получили задание: прочесть одну и ту же фразу с разными интонациями. Ведь богатым считается именно голос со щедрой мелодикой, позволяющий себе легко взлетать и падать, играть оттенками. Интонации были написаны для каждого на листочках, фраза на доске гласила: «Какой сегодня день. Не то слово». Интрига была в том, чтобы угадать интонацию.

И вот одна из нас начинает: «Какой сегодня день», а остальные догадываются — ирония? ехидство? Не угадали. Это звучала интонация радости в исполнении автора. Другая девушка читает: «Какой сегодня день. Не то слово» — и мы спрашиваем у нее: грусть? тревога? Снова не угадали — фраза читалась с интонацией удивления.

Обнаружилась странная вещь: в голосе у каждой из нас прозвучала та базовая жизненная интонация, тот голос души, который мы сами даже не осознаем. У кого-то в речи всегда есть нотки жалобы, чей-то голос звучит вопросительно, а кто-то, наоборот, одним звуком своего голоса может успокоить и вернуть надежду.

Вот так. Мы произносим слова, чтобы что-то сообщить, а оказывается, сама мелодика речи уже все сказала за нас. Музыка, скрывающаяся за словами. И если словами мы говорим одно, а интонацией — другое, поверят не словам, а ей.

Осознаем ли мы, как наш голос звучит со стороны? Похоже, иногда он живет своей жизнью. Не слушается. У каждой из нас оказались к нему (и к себе самим) вопросы: «Как снять зажимы, когда ведешь тренинг по логистике, а голос садится?», «Не умею его контролировать — как только вижу мужчину, начинаю тараторить». «Что делать с плоским и монотонным голосом переводчику?» «Меня не слушают, да мне и самой не нравится, что я говорю».

Я спросила об этом психолога Валерию Агинскую. Она решила ответить вопросом на вопрос: «А знаете ли вы, какой процент в общении приходится на то, что мы рассказываем о себе словами?» По статистике — всего 7%. Иными словами, нас понимают только на 7% из той информации, которую мы предоставляем с помощью слов. Намного больше — на 35% — за нас говорит интонация, ритм речи, сбивчивость дыхания. Именно то, что мы, тщательно подбирая слова, практически не контролируем и что выдает наши эмоции и вообще отношение к жизни.

Это значит, что само звучание голоса решает очень многое. Оттого-то и встречаются люди, которых «не слышат», «не слушают». Тон их голоса сообщил о том, что человек не уверен, боится — или ему в глубине души давно неинтересно то, о чем говорят. Даже в простом «здравствуйте» можно расслышать скрытую агрессию или обещание скандала или искреннюю радость и оптимизм.

Многим не нравится собственный голос, особенно в записи. А знаете почему? Мы не слышим себя так, как мы звучим для других. Мы слышим себя «изнутри собственного тела» со всеми его резонаторами. И еще потому что мы не принимаем самого себя. Нам не нравится в собственном голосе его скованность, зажатость — и правильно не нравится! Это значит, что мы не хотим быть зажатыми и скованными. Но сам голос как пленник — если дать ему свободно лететь, если услышать его без зажимов, он у каждого прекрасен. Глубокий как виолончель, нежный как кларнет, летящий как скрипка.

Многие хотят что-то в голосе изменить: сделать более высоким, тонким, женственным. Но работать надо в первую очередь над тем, чтобы ваш природный голос звучал свободно и наполненно, свободно поднимался вверх и спускался, если надо, вниз до каких-то своих бархатных ноток. Голос может казаться вам глухим, плоским, невыразительным и при этом объективно по тону он высокий, выше первой октавы.

Даже хорошо написанный текст потеряется, станет скучным, если читать его неуверенно или монотонно

Но голос настолько уникален, что в течение жизни он остается таким, каким он нам дан природой. Как в «12 стульях» Ильфа и Петрова: «Когда женщина стареет, с ней могут произойти многие неприятности: могут выпасть зубы, поседеть и поредеть волосы, развиться одышка, может нагрянуть тучность, может одолеть крайняя худоба, но голос у нее не изменится. Он останется таким же, каким был у нее гимназисткой, невестой или любовницей молодого повесы».

«Если подойти к роялю, можно найти свою ноту — именно ту, на которой звучите вы. Вот такая у каждого своя музыка, — говорит Валерия Агинская. — Она ваша, и ее надо принять и полюбить. А дальше будем работать над «спасением», освобождением своего голоса. Тембр голоса ваш, и он останется с вами, он дан вам так же, как и ваше уникальное тело, а вот подарить голосу звонкость, глубину, певучесть вполне возможно».

1. Интонация. Здесь нужно сознательно себя контролировать. Если вам предстоит говорить на публике — обязательно продумайте, с какой интонацией вы будете произносить слова. Даже хорошо написанный текст потеряется, станет скучным, если читать его неуверенно или монотонно. Иногда разумные идеи и предложения могут отклонить и начать с вами спорить, потому что вы подали их с интонацией всезнайки, приказным и требовательным тоном.

Как изменить присущую вам базовую интонацию, которая выдает ваши эмоции? Станьте немного актером, попробуйте сначала произносить какие-то фразы как ваша любимая актриса или тот, кем вы восхищаетесь. Сначала это будет непривычно, а потом, если это действительно «ваше», станет частью вашего образа. Это не произойдет сразу, на это потребуется тренировка.

2. Темп и ритм. Кто-то делает долгие паузы, речь может быть торопливой и сбивчивой, а может звучать размеренно и монотонно.

Что такое темп речи? Это отражение нашего отношения к жизни, того, как мы торопимся жить. А ритм — ну что ж, если он сбивчивый, получается, мы и сами живем не по плану, нас несет ее поток. Такую информацию о нас может считать любой, кто услышит торопливую и сбивчивую скороговорку. Наверное, этого достаточно для того, чтобы вы захотели звучать немного иначе.

Для начала попробуйте прочесть какой-нибудь текст по слогам и нараспев, чтобы замедлить свой бег, приучить себя говорить спокойно. А потом — подумайте, ритм ведь есть у всего живого! Наша речь ритмична, как ритмична музыка. Ритм передает энергию, биение жизни. Он может немного замедляться, он может ускоряться, но он должен быть живым.

3. Дикция и артикуляция. Очень многие из нас проглатывают звуки и не считают, что это важно. Кто бы подумал, что наша дикция может оказаться важнее того, что мы знаем и говорим? Отчетливая речь характеризует уверенного в себе человека — вспомните, как говорила Гермиона Грейнджер в «Гарри Поттере». Такого человека всегда слушают, даже если он будет говорить шепотом.

4. Громкость и высота. Некоторые люди боятся говорить громко или искусственно завышают свой голос. Здесь один совет: позвольте себе быть заметным! Позвольте своему голосу «дотянуться» до самого дальнего угла комнаты, переговаривайтесь с домашними, находясь в разных комнатах. Поверьте в то, что вы произносите важные вещи и все хотят их услышать.

Но прежде надо понять, что говорим мы не голосовыми связками. Представьте тот поток воздуха, который несет к голосовым связкам наше «мышиное дыхание», если мы дышим быстро и часто, как мышка. Или если мы сжимаемся и делаем паузу на выдохе.

Говорит все наше тело, свободное, прочно стоящее на земле обеими ногами. Его легкость передается с потоком воздуха нашим легким, а они несут этот поток к гортани, и он так же свободно и плавно течет, облекаясь в звуки вашей речи. Легкий вдох — и снова слова, те, которые вы вольны произнести, с полной свободой и уверенностью. Тогда и речь звучит как музыка, которую хочется слушать.

Громкий и звучный голос — это признак нашей животной силы, здоровья, он убеждает. Глухой, сдавленный, прерывистый голос скован мышечными зажимами, о которых мы и поговорим. Что сдерживает нас от того, чтобы проявить себя?

Зажим № 1. Сжатые челюсти. Он возникает от стремления не закричать от гнева, скрыть эмоцию. Хранить проблемы в себе. Чтобы сдержать гнев или боль, мы стискиваем челюсти. Чтобы снять такой зажим, нужно расслабить мышцы челюсти. Можно двигать ее своей рукой вверх-вниз, можно открывать, а закрывая, оказывать сопротивление рукой, — чтобы она преодолевала это сопротивление с усилием. Потом попробуйте опустить свою челюсть рукой вниз и произносить в таком положении звуки «а-о-у». Послушайте, как свободно они теперь звучат.

Зажим № 2. Сдавленная гортань. Когда мы хотим подавить плач, у нас сжимает горло. Что нужно с этим делать? Разжать гортань, расправить даже мысленно этот мышечный ком. Лучшее упражнение для этого — просто зевать, громко, долго и протяжно, не стесняясь. Тогда уйдет сдавленность, покашливание и першение в горле.

И кстати, те из нас, кто говорит в нос, делают это тоже по причине сжатости гортани. У них напряжен корень языка, сжата гортань, и потому звук выходит через нос. Еще одно упражнение для того, чтобы расслабить гортань, — смех. Но не простой.

Однажды на занятии кундалини-йогой нам дали такое задание: смеяться ровно 10 минут. Как засмеяться по заказу в поздний час, ни над чем, и при этом не выглядеть глупо перед другими «йогами»? Мы скромно и слегка фальшиво захихикали. Это оказалось заразительным, и мало-помалу смех стал общим, к хору добавлялись все новые солисты. У многих уже текли слезы, и не хотелось останавливаться… Вот такой «смех по заказу» снимает зажимы гортани.

Зажим № 3. Губы. Зажим возникает от нашей привычки «улыбаться из вежливости». От такой притворной улыбки голос приобретает натянутость, кукольную сладость и кажется сдавленным и плоским. А слушать его неприятно потому, что мы незаметно для себя «проговариваем» вместе с говорящим его слова, повторяя его артикуляцию, так же, как он напрягая гортань или сжимая губы.

Не зря Фридрих Ницше сказал: «Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, — короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами, страстность, скрывающаяся за музыкой, личность, скрывающаяся за страстностью: то есть все то, что не может быть написано…»

Вам нравится звук собственного голоса? Быть в ладу с ним и самим собой — это одно и то же, утверждает знаменитый французский фониатр Жан Абитболь. Факты и выводы из практики специалиста.

Наше поведение во взрослом возрасте сильно зависит от детских травм и опыта отношений, полученных в детстве. Неужели ничего нельзя изменить? Оказывается, все гораздо оптимистичнее.

источник

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Даже у чистейшей воды экстраверта может предательски возникнуть ком в горле и, что еще хуже, голос стать на пару тонов выше, когда нужно выступать перед публикой. И неважно где: на рабочем собрании, интернет-конференции, собеседовании или на сцене перед тысячной толпой. На самом деле это не психологический недуг, не признак интроверсии. Это совершенно естественная физиологическая реакция организма на стрессовые моменты, с которой, оказывается, можно справиться.

АdMe.ru, опираясь на выступление TEDx Talks патолога речевого языка, профессора Университета Питтсбурга Джеки Гартнер-Шмидт, расскажет, в чем заключается проблема и как ее решить.

Для начала заметим, что нервный голос — это в целом серьезная проблема для человека нашего времени. Сегодня голос все больше и больше влияет на то, как нас воспринимают. К сожалению, высокий тембр зачастую ассоциируется с некомпетентностью, нервозностью и слабостью, совершенно не внушает доверия, в отличие от уверенной басистой речи.

Меж тем причина периодического утончения голоса довольно проста: изменение голоса зависит от принципа работы наших голосовых связок (или голосовых складок), а вовсе не от команды мозга «так, все, начинаем стесняться».

Профессор Гартнер-Шмидт объясняет это так: «Одна из первостепенных целей голосовых складок — защитить организм от попадания воды в легкие, когда мы пьем жидкость. Мы обнаружили, что в стрессовых ситуациях — будь то публичное выступление, пугающий резкий звук или соприкосновение тела с холодной водой — все мышцы вокруг и непосредственно внутри голосовых складок резко активируются, а в некоторых случаях закрываются вообще. В результате голос становится тонким, скрипучим, прерывистым, а в некоторых случаях и вовсе пропадает».

Действие происходит здесь.

Чтобы справится с ситуацией и вернуть свой природный уверенный голос, нужно ослабить голосовые складки.

Помочь может одно простое упражнение: незадолго до выступления поднесите указательный палец к губам, на расстояние примерно 5 см ото рта. Далее сделайте продолжительный выдох (5–10 секунд), сопровождая его звуком «у-у-у-у», будто вы изображаете сильный ветер в холодную зимнюю ночь. При выдохе палец должен двигаться слева направо, будто маятник, который задевает поток воздуха. Повторите упражнение 5–10 раз.

Взгляните, как это должно выглядеть:

Гартнер-Шмидт отмечает, что такое упражнение ослабляет нужные мышцы, восстанавливает ровное дыхание и стабилизирует голос, препятствуя его утончению даже во время гипер-волнительного состояния.

Разумеется, упражнение не рассчитано на публику: мало кому придет в голову делать его непосредственно перед трибуной во время выступления другого оратора. Совсем нетрудно проделать его в машине перед мероприятием, в туалете или уединившись в комнате.

Согласитесь, все же лучше потратить минутку-другую на упражнение, чтобы вернуть себе собственный голос.

источник

Дефекты речи могут быть разными. Часто можно встретить неправильное произношение звуков, например, замену одного на другой. В таком случае вместо «санки» будет слышно «шанки». Детям сложнее всего дается произношение звука «Р». Многие родители замечают, что их малыш не может толком рычать, и стараются его научить.

После таких действий часто формируется искаженное воспроизведение. В норме вибрирует кончик языка, но при неправильном произношении это делает горло. В итоге слышится, так называемое «французское» звучание. Постановка звука «Р» при горловом произношении требует от логопеда особых методик.

Читайте также:  Сколько кварцевать горло дома

Не всегда родители могут правильно заметить искаженное произношение. Формируется оно по разным причинам. Чаще всего проблема в короткой подъязычной связке. Она прикрепляет язык к ротовой полости и при ее недостаточной длине происходит ограничение подвижности органа.

Также могут наблюдаться следующие врожденные анатомические особенности:

  • высокое небо;
  • узкое небо;
  • массивный язык.

Иногда может долго длиться замена передних молочных зубов на коренные и это приведет к тому, что сформируется неправильное произношение. У соматически ослабленных детей, которые часто болеют простудами, может наблюдаться слабое дыхание и вялость. У них язык будет плохо двигаться, подниматься. Из-за нехватки сильной воздушной струи не получится вызвать вибрацию.

Еще одна причина горлового произношения – раннее обучение иностранному языку.

Некоторые родители с трехлетнего возраста начинают обучать ребенка французскому или английскому языкам, не беря в расчет разницу между произношением звуков.

Исправление такого дефекта займет много времени. Легче все ставить звук, когда он полностью отсутствует в речи. Если он искаженно произносится, то придется приложить множество усилий для исправления ситуации.

Горловое произношение трудно исправить из-за недостаточного развития фонетико-фонематического восприятия. Ребенок привыкает слышать дефектный звук и не может отличить его от нормального. Поэтому попытки ввести в речь правильное звучание могут закончиться неудачей.

Перед тем как начать работу по исправлению звука нужно учесть некоторые нюансы. Обязательно проводится тщательная диагностика. Некоторые родители могут замечать только проблемы с произношением «Р», но не видеть остального. Обязательно проверяется:

Логопед также смотрит строение артикуляционного аппарата — губ, челюстей, неба. Во время такой проверки можно обнаружить стертую дизартрию. Для нее характерно нарушение тонуса мышц (они слишком ослаблены или слишком напряжены), слабое дыхание.

При дизартрии язык может быть собран «горочкой» во рту либо совсем безвольно лежать у зубов.

В таком случае потребуется дополнительно логопедический массаж и медикаментозное лечение. Из-за проблем с тонусом могут наблюдаться проблемы с автоматизацией звука.

Проверить горловое ли произношение достаточно просто. Нужно попросить порычать при открытом рте. Если оно и правда горловое, то у ребенка получится это сделать.

Чтобы коррекция была успешной, нужно проводить ее поэтапно. На первом этапе закладывается основа для правильного звучания. С ребенком на занятии отрабатывают правильную модель произношения:

  • рот широко улыбается;
  • зубы обнажены;
  • кончик языка упирается в бугорки за верхними зубами.

Для простоты восприятия показывают графическое изображение артикуляции. В ходе работы можно заметить, что детям не всегда удается легко сделать язык широким. Кончик может быть постоянно суженным и напряженным.

В таком случае отрабатывают с ними упражнение «месим тесто». Нужно положить язычок на нижнюю губу и слегка прикусить его зубками. Сопровождают движение слоговой дорожкой «па-па-па-па».

Постепенно внимание ребенка акцентируют на изменениях в состоянии языка. После упражнения он стал широким. Все отработки проводят перед зеркалом, так как без визуального контроля они бесполезны.

На занятии разучивают комплекс артикуляционной гимнастики. Он позволит подготовить аппарат к постановке звука. В стандартный набор входят упражнения на выработку сильного кончика языка.

На индивидуальных занятиях используют специальные карточки с символами. Они нужны для простоты восприятия со стороны ребенка. Например, изображение лошади предлагает ему цокать, но делать это нужно следующим образом:

  • рот широко открыт;
  • язык касается неба;
  • челюсть неподвижна.

Для всего комплекса важно чтобы работал только язык, челюсть двигаться не должна. Также используют упражнение «часики» — исходная позиция, как и в «лошадке», только язык двигается вправо-влево. Он не должен касаться губ и зубов! В упражнении «качели» положение такое же, но язык двигается вверх-вниз.

Для того чтобы ребенку было проще поднимать кончик языка, используют такое упражнение: берут тонкие полоски ириски и предлагают языком закрепить их на бугорках за верхними зубами. Полезно слизывание меда, сметаны с тарелки, облизывание фруктового льда и другого застывшего мороженого, леденцов.

Не так просто убирать горловое произношение. Для того чтобы избавиться от него нужна сильная воздушная струя. Для ее выработки нужны султанчики, ветродуйчики, перья и т. п. Ребенок должен сидеть и дуть на них. Его щеки не должны надуваться – этот момент строго контролируется.

Примерная инструкция: носом сильно вдыхаем и выдыхаем через губы трубочкой. Чтобы детям было интересно заниматься, проводят небольшие соревнования. На стол кладут шестигранные карандаши и предлагают сдуть их. Чей будет дальше всех, тот победил. Дошкольники будут в восторге от такого занятия.

Ключевой момент коррекционной работы – научить ребенка слушать собственную речь и замечать в ней ошибки. Только так получится избавиться от горлового произношения.

Для выработки слуха используют неречевые звуки: шум улицы, хлопанье дверью и т. п. Можно применять музыкальные инструменты. Ребенку показывают, как и что играет, предлагают запомнить, после он отворачивается и на слух определяет действие.

Позже переходят к различению звуков и для начала берут только гласные. Постепенно учат определять место звука в слове.

Не путайте понятия «буква» и «звук». Это разные системы. До школы или подготовительной группы лучше не давать ребенку ничего, связанного с буквами.

Все эти комплексы обязательно отрабатываются и дома. Иначе эффекта от такой постановки не будет.

После того как был отработан подготовительный этап и дети могут хорошо все выполнять, переходят непосредственно к постановке звука. При горловом произношении целесообразно добиваться проторного (невибрирующего) звука «Р».

Перед зеркалом ребенка просят широко улыбнуться, поднять кончик языка в нужную позицию и произнести звук «З». Он будет искаженно звучать и это называют «сломанным звонком». К нему прибавляют гласные и получают рычание, но без вибрации.

Полученный звук можно сразу автоматизировать в слогах.

Необходимо чтобы ребенок хорошо слышал разницу в произношении и мог себя контролировать.

Можно попробовать выработать вибрацию. Для этого берут специальный зонд (палочку с небольшим шариком) и во время произношения раскачивают язык. При регулярных занятиях отпадет необходимость механической помощи.

Иногда эффективно использовать упражнение «пулемет». Кончик языка ударяется в бугорки и сопровождается это произношением звука «Д». Постепенно движения убыстряются и на сильном выдохе слышится желанное тарахтение. Для облегчения восприятия вводят сочетание «ДР» или «ТР». К ним добавляют гласные и это сочетание автоматизируется.

Устранение неправильного произношения − длительная работа, и требует времени. В среднем уходит до года для исправления дефекта. Большую роль играет и помощь родителей. Если они заинтересованы, то будут заниматься ежедневно.

Взрослые люди тоже могут быть картавыми. И для них действуют такие же способы постановки звука. Потребуется серьезная мотивация для того, чтобы справиться с дефектом речи.

Иногда родители не понимают, зачем заставлять ребенка правильно говорить. От этого зависит его дальнейшая карьера. Во многих профессиях действуют стандарты и с дефектами в них не возьмут.

Вводить звук в речь придется долго. На этом этапе важно подключать самоконтроль. Нужно поправлять ребенка, заставлять его вспоминать правильное произношение. Полезно учить стишки, чистоговорки, скороговорки.

Исправление любого дефекта напрямую зависит от слаженной работы специалиста и родителей. Только вместе они смогут справиться с проблемой. Чем быстрее ребенок выучит артикуляционную гимнастику и начнет ее идеально выполнять, тем скорее ему поставят звук.

источник

Как связаны голосовые зажимы с психологическими? Можно ли освободить от них свой голос так, чтобы он зазвучал в полную силу своей естественной, природной красоты?

Когда мы слышим другого человека, то интуитивно рисуем его образ: старый или молодой, толстый или худой, добрый или злой, скромный или заносчивый и так далее. А что делают другие люди по отношению к нам? То же самое. Громкий голос может создать образ человека, который стремится доминировать, контролировать людей и ситуацию. Существует ошибочное мнение, что громкая речь – признак уверенности. Часто таким способом просто пытаются привлечь к себе внимание. Иногда громко разговаривают люди маленького роста или с плохим телосложением, стремясь компенсировать свои физические комплексы. По-настоящему уверенные в себе люди редко разговаривают громко. А если и говорят, то это всегда получается уместно и, как правило, для оказания давления.

Спокойный, уверенный голос и четкая дикция рисует человека, который знает, как подать себя миру. Саморуководство и самодисциплина – его конек. Однако в общении с ним у вас может возникнуть ощущение некой театральности: слишком четкое выражение мыслей, лишенное чувств.

Если человек разговаривает четко, быстро, напористо, то он довольно энергичен и реактивен. Это тот человек, который сначала сделает, а потом подумает.

Если его речь медленная, он будто взвешивает слова, то этот человек нетороплив, обстоятелен и склонен к анализу.

Невнятная речь может свидетельствовать о том, что человек не умеет выражать свои мысли, тревожен, застенчив или устал. Он не является лидером, ему не хватает жизненных впечатлений, радости, энергии. Ему присущи слабые рукопожатия, вялые телодвижения.

Низкий голос вызывает ассоциации с уверенностью, самодостаточностью, интеллектом. Обладателя интуитивно воспринимают, как авторитетного и знающего. Чем ниже голос у мужчины, тем надежней и сильнее его считает женщина. И это правильно, т.к. связано с высоким уровнем гормонов.

Мы все с детства, еще не понимая значения слов, обучаемся по интонации оценивать эмоциональную окраску речи, звуков. Благодаря этой способности мы можем по голосу определять характер человека, судить об интеллекте, роде занятий, темпераменте.

Наш голос идет из горла. И это следующий сегмент нашего тела, в котором могут образовываться различные мышечные зажимы, мешающие нам говорить ясно и убедительно.

Гораздо чаще, чем от болезней и перегрузок, голос страдает именно от них. И тогда мы чувствуем, что наш голос как бы пресекается, горло «перехватывает», зажимает, вплоть до ощущения боли, – но ничего не можем с этим поделать. Отчего это происходит?

Дело в том, что горловые зажимы – это психологические реакции тела на стресс. А если ваш голос зажат постоянно, это значит, что вы испытываете стресс, даже если вы его не ощущаете.

Наше тело привыкает и застывает в какой-то защитной реакции, и мы перестаем ощущать эту часть. И только когда все остальное тело расслаблено – тогда становится заметней сжатие, спазм в этой области. Вот почему мы так часто болеем в отпуске.

Как связаны голосовые зажимы с психологическими? Можно ли освободить от них свой голос так, чтобы он зазвучал в полную силу своей естественной, природной красоты? Да, конечно. Но для этого необходимо сделать некоторую работу над собой:

Кадр из фильма «Говорит король»

Обратите внимание, как мы, взрослые, воспитанные люди, реагируем на боль, душевную и телесную. Нам хочется заорать – от боли, от гнева, от обиды – а мы стискиваем губы, зубы, горло. В отличие от детей, которые сразу реагируют открытым, звонким криком.

Реакция ребенка мгновенна, безоценочна: импульс – реакция. У нас же – с заминкой на оценку (прилично или неприлично?). Поэтому ребенок выплескивает эмоцию через голос и быстро забывает про свою беду. А мы сдерживаем свои естественные реакции и годами пережевываем свои «неозвученные» проблемы.

А еще одно замечательное правило: «Плакать – неприлично!». И мы вместо того, чтобы «зареветь», как ревут дети – «глотаем слезы». Что болит и зажимается в этот момент? Правильно – горло.

А еще зевать неприлично! Стонать от наслаждения – тоже неприлично (а вдруг соседи услышат?). Мышцы гортани перестают работать, глотка закрывается, и голос, не находя себе другого пути, выходит либо через нос (гнусавый звук), либо «застревает в горле» (глухой тусклый звук, боль, першение).

А как мы улыбаемся? Губы притворно растягиваются в улыбку тогда, когда вам вовсе не хочется улыбаться. Это – «социальная улыбка» – наша защитная реакция на опасность. У зверей такая «улыбка» называется оскалом и означает – «лучше не подходи, я сильный, у меня – зубы острые». И у нас такая «натянутая» улыбка неосознанно сигнализирует: «Я – сильный», или «Я – сильная». А также: «Не подходите слишком близко». Эта улыбка выдает наш страх: страх искренности, открытости, естественности. То есть, на самом деле, выявляет нашу слабость.

А что же голос? Голос при такой улыбке становится «плоским», «фальшивым», излишне слащавым или резким.

Несколько рекомендаций:

Чтобы «разжать» зажим в области гортани, потренируйтесь открывать рот так, чтобы нижняя челюсть как бы «отстегнулась» от верхней и двигалась расслабленно.

Держите руку на подбородке и читайте вслух любой текст.

На каждой ударной А, О, Э опускайте челюсть (рукой!) как можно ниже, следите за тем, чтобы рот по вертикали раскрывался, как можно шире – вы удивитесь, насколько громче и свободнее зазвучит ваш голос!

Научитесь зевать во весь голос, как зевают дети, кошки и собаки. Попробуйте вызвать у себя зевоту искусственно и обратите внимание на то, как в это время двигается ваша гортань, глотка, где находится язык.

Еще одно упражнение – смех.
Вспомните как вы смеялись и не могли остановиться. Что у вас болело? Правильно – живот. А, точнее, диафрагма, которая активно работает при голосовой нагрузке. А горло в этот момент издает звонкие, объемные, громкие звуки. Если вы научитесь смеяться «по заказу», вы сможете моментально снять голосовой зажим, и быстро поднять себе настроение.

И еще маленький секрет – на самом деле звучит не горло и не связки – голос резонирует во всем теле. И где бы в нашем теле не возник зажим, это мгновенно отражается на звучании голоса. В свободном теле – свободный голос. опубликовано econet.ru

Понравилась статья? Напишите свое мнение в комментариях.
Подпишитесь на наш ФБ:

источник

Продолжаю маленькими порциями выдавать то, что знаю про скрытые резервы каждого человека.

Часто сталкиваюсь с тем, что люди не умеют управлять голосом. Даже те, кто публично выступает. Выглядит это со стороны довольно уныло: человек со сцены (из-за круглого стола переговоров, в совещательной комнате, в классе) в лучшем случае говорит кому-то одному, близкосидящему, либо вообще в никуда. От этого всем остальным становится неуютно. Они чувствуют себя лишними.

Мало того, говорящий может реально напрягаться, даже почти кричать, а все равно сзади его могут не услышать. От чего это происходит?

Как правило, из-за неумения банально управлять своими связками и глоткой (гусары!) Есть 2 типичные ошибки:

1. Стараясь сказать громко, чтобы все услышали, человек сильно напрягает связки. А что такое связки? Правильно, мышцы, которые буквально сжимают горло! Чтож мы имеем? Сильное напряжение легких, глотки, рта и… сдавленный, визгливый голос. Красиво, правда?

Читайте также:  Сколько дней полоскать горло фурацилином при тонзиллите

2. Человек старается говорить громко, но все равно посылает звук себе под нос! Как будто надо оглушить какого-то рядомсидящего слушателя. И всем как-то неловко.

Что же с этим можно сделать?

Чтобы избавиться от первой ошибки, необходимо научиться говорить расслабленным горлом. Этому учат всех без исключения певцов и актеров. И не случайно: наиболее громкий, сильный, стабильный и не срывающийся голос получается как раз таким образом.

В качестве упражнения рекомендую: попробуйте поговорить или попеть низким голосом, постепенно его понижая пока можете. Низкий голос — это максимальный резонатор, т.е. все легкие должны быть «распущены» (расслаблены и наполнены), горло расслаблено. Тренируйтесь хотя бы раз в день. Это, кстати, ещё и неплохая тренировка на увеличение объема легких

Дополнительно попробуйте максимально быстро выдохнуть полные легкие воздуха, но при этом издавая звук. Это получится только при незажатых связках. Почувствуйте это состояние.

Ну и наконец закрепите его в подсознании: потренируйтесь говорить (петь, хотя бы один звук А или О) максимально громко, но не «задирая» голос до фальцета (очень высокий, пищащий), при этом сохраняя связки расслабленными. (Лучше в гордом одиночестве, в машине или в душе)

Вы должны почувствовать: резонирующие легкие, большой расход воздуха, «звенящую» голову (шея, небо или макушка в зависимости от высоты звука, можно поэкспериментировать) и реально громкий голос.

Реплика в сторону: У нас был прекрасный преподаватель в театре: Миша Фиглев. Он обладал совершенно чумовым, громким басом. Обычно он говорил мягко, вкратчиво, но если кто-то его доставал, ему достаточно было просто сказать «ТАК!»… Люди замолкали, стекла звенели (кстати, если есть где потренироваться с деревянными окнами — тоже хороший критерий), птицы падали замертво.

Он практически никогда не ругался: не нужно было.

Ну а что делать со второй напастью? Тут все довольно просто: вся штука в гласных. Не секрет, что гласные служат разделителем для согласных. На бумаге можно поудалять часть гласных и при этом можно догадаться, что же написано. Т.е. смысл несут больше согласные. Но слышим мы их благодаря гласным. Так вот, чтобы направить звук дальше, на задние ряды, к дальним слушателям, надо всего навсего больше растягивать гласные. Вспомните, когда вы зовете кого-то в лесу? Это происходит автоматически. И чем дольше тянем гласные, тем «дальше» мы стараемся запулить звук. Можно представить себе параболу, которую описал бы предмет, вылетевший изо рта. Он должен «упасть» на последний ряд. Что это будет за предмет — пусть ваша фантазия и человеколюбие вам подскажут.

Осталось совместить 2 умения: не зажимать связки и чуть больше, чем в обычном, «коротком» разговоре, тянуть гласные. Не бойтесь, что это может показаться смешным. Не кажется (если слишком не утрировать), зато с лихвой компенсируется благодарностью задних рядов, коих большинство.

И тогда вам не придётся пересказывать по 2-3 раза и разговор будет увереннее и спокойнее. (Кажется, про то, что не надо торопиться, я уже рассказывал 🙂

источник

Улучшить свой голос гораздо легче, чем кажется. В подборке представлены элементарные упражнения, которые помогут открыть и настроить его, а также сделать более сильным и красивым.

Хорошо поставленный голос нужен не только профессиональным вокалистам. Он необходим любому, кто хочет получать максимальный эффект от коммуникации.

Ведь голос человека может влиять на слушателей в два раза сильнее, чем сам смысл его сообщения. Кроме того, люди с приятными голосами воспринимаются окружающими как более успешные и привлекательные.

В этой статье вы найдёте упражнения, после выполнения которых начнёте звучать великолепно.

Ваш голос на самом деле может быть не вашим. Причина — в зажимах или неправильном способе говорения (например, на одних связках). Представленные ниже упражнения помогут справиться с этими проблемами и раскрыть ваш истинный природный голос.

Сначала поймите, как вас слышат окружающие. Для этого можно имитировать студию звукозаписи. Ваша левая ладонь будет наушником — прижмите её «ракушкой» к левому уху; правая будет микрофоном — держите её у рта на расстоянии нескольких сантиметров. Начинайте пробу: считайте, произносите разные слова, играйте со звуком. Выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение девяти дней. За это время вы поймёте, как действительно звучит ваш голос, и сможете его улучшить.

Чтобы открыть голос, нужно освободить горло и передать основную работу губам и диафрагме. Для этого произносите слоги «кью-икс». На «кью» округляйте губы, на «икс» — растягивайте их в широкой улыбке. После 30 повторений попробуйте произнести небольшую речь. Вы почувствуете, что связки меньше напрягаются, а губы лучше выполняют ваши команды.

Самый простой способ расслабить мышцы гортани — хорошенько зевнуть. Выполняйте это простое упражнение по 5 минут в день, и вы заметите, как блоки и зажимы в голосе исчезают.

Это упражнение поможет раскрыть естественное звучание вашего голоса. Суть его сводится к тому, чтобы озвучить свой выдох.

Положение: ноги стоят на полу, челюсть приоткрыта и расслаблена. Начинайте вдыхать воздух, а на выдохе издавать любой звук. Делайте это без каких-либо усилий — если всё правильно, у вас должен получиться стон.

При верном выполнении упражнения звук идёт из солнечного сплетения. Именно оттуда и нужно говорить, чтобы голос был объёмным и выразительным.

Следующие упражнения сделают ваш голос более благозвучным.

Это упражнение выполняется так же, как предыдущее, но с соблюдением правила трёх улыбок. Улыбнитесь ртом, лбом и представьте улыбку в районе солнечного сплетения. После этого начинайте выдыхать со звуком. Всего 5 минут в день — и ваш голос начнёт звучать более приятно и доверительно.

Данную тренировку практикуют индийские йоги, чтобы добиться глубокого и красивого голоса.

Положение: стоя, ноги на ширине плеч. Сначала сделайте несколько спокойных вдохов и выдохов, затем — глубокий вдох и резкий выдох со звуком «ха-а». Выдох должен быть максимально полным и громким. Корпус при этом можно слегка переместить вперёд.

Глубоко вдохните, а на выдохе произнесите протяжно «бом-м», «бим-м», «бон-н». Тяните последние звуки как можно дольше. В идеале должна возникнуть вибрация в районе верхней губы и носа.

Похожее упражнение можно делать со слогами «мо-мо», «ми-ми», «му-му», «мэ-мэ». Но в этом случае сначала произнесите их кратко, а уже потом протяжно.

Оба упражнения лучше делать каждое утро по 10 минут. Они не только сделают голос приятнее, но и помогут укрепить голосовые связки.

Высуньте язык. Сначала направьте его вниз как можно дальше, пытаясь достать до подбородка. Сохраняя это положение, наклоните голову вниз. Затем потянитесь языком вверх, стараясь достать кончик носа. Голову при этом тоже поднимите как можно выше.

Эти упражнения придадут вашему голосу силу и энергию. Вы начнёте звучать громче и мощнее.

Сделайте выдох, затем — глубокий вдох и на втором выдохе произнесите долгий звук «и». Делайте это свободно, до тех пор, пока хватает воздуха. Насильно воздух из лёгких не выдавливайте. Таким же образом произнесите остальные звуки: «э», «а», «о», «у». Выполните три повторения.

Последовательность этих звуков не случайна: они распределены по высоте. Соответственно, «и» — самый высокий (активизирует верхнюю область головы), «у» — самый низкий (задействует низ живота). Если вы хотите сделать голос ниже и глубже, чаще тренируйте звук «у».

Выполняйте предыдущее задание, только теперь бейте себя кулаками в грудь, подобно Тарзану. Упражнение призвано наполнить голос энергией и прочистить бронхи, поэтому, если вам захочется откашляться, не останавливайте себя.

Это упражнение активизирует работу груди и живота. Выдохните и вдохните. На следующем выдохе начинайте произносить с закрытым ртом звук «м». Выполните три подхода: сначала мычите тихо, затем — на средней громкости и в конце — очень громко.

Расслабленный язык поднимите к нёбу и начинайте проговаривать звук «р». Должно получиться «р-р-р», как у трактора. Повторите упражнение три раза, после чего выразительно прочитайте с десяток слов, в которых есть звук «р». Обязательно сопровождайте чтение раскатистым «р».

Простое рычание не только придаст голосу силу и энергичность, но и улучшит дикцию.

Великий русский певец Фёдор Шаляпин каждое утро тоже начинал с рычания. Но выполнял он его не один, а вместе со своим бульдогом. После тренировки звука «р» Фёдор Иванович начинал лаять на питомца: «ав-ав-ав».

Вы можете повторить шаляпинское упражнение или, если не получается расслабить гортань, заменить его на злодейский театральный смех. Делается это просто. С открытым ртом на выдохе злобно смеётесь: «а-а-а-а-ха-ха-ха-ха-а-а-а-а». Звук должен выходить легко и свободно. Одновременно можно попрыгать и побить себя руками в грудь. Это упражнение мгновенно прочистит голос и подготовит его к работе.

При выполнении всех упражнений нужно сохранять правильную осанку. Живот должен быть расслаблен, а грудь — выдаваться вперёд. Впрочем, если вы ровно держите спину, эти области тела автоматически займут верное положение.

источник

… и для тех, кто хочет говорить лучше.

Тема звучания голоса меня заинтересовала еще до момента начала работы оператором ИСС в BWC. Трудно сказать какое количество людей задумывается о своём голосе т.к. среди знакомых и друзей данная тема, мягко говоря, не актуальна (не считая коллег по работе). В совершенно разных источниках, от статей по пикапу до бизнес литературы, Вы наверняка встречали фразу “важно не ЧТО Вы говорите, а КАК Вы говорите”. Уверяю Вас – это 100% правда! В данной статье я хочу затронуть ту сторону коммуникации, которую множество пособий и тренингов по речи не рассматривают в достаточной мере – это голос. Я нахожу странным тот факт, что в пособиях содержаться тонны информации о способах построения фраз, логике повествования, “словах-паразитах”, интонации и совсем немного информации о голосе, а ведь он является основой устной коммуникации. Мне кажется, что многие думают будто голос это что-то неизменное, данное нам от рождения и не поддающееся тренировке и уж тем более переменам. Это мнение ошибочно. Хочу представить Вашему вниманию несколько простых упражнений, которые оказывают влияние на голос и помогают формировать его. Данные упражнения здорово помогли мне в первые недели работы, когда голос “садился” сначала после 4-х часов разговора, потом после 3-х и в итоге и вовсе не восстанавливался к следующей смене. Автором представленных упражнений-советов является Филипп-Николя Мело (Philippe-Nicolas Melot), французский профессор вокала, автора курса «Обрести свой голос». Он обучает пению любителей и профессионалов; его упражнения рассчитаны на разрешение основных проблем, которые могут возникнуть у человека с собственным голосом.

1. Ваш голос… на вас не похож
Сделайте из левой ладони «ракушку» и приложите ее к левому уху – это будет наушник. Правую поднесите ко рту – она станет микрофоном.
Сделайте пробу, как звукорежиссер: громко считайте, произносите разные слова, играя со звуком.
Ежедневно выполняйте это упражнение по 5–10 минут в течение 9 дней.

Поняв, как именно окружающие слышат ваш голос, вы сможете улучшить его звучание. Когда мы слышим свой голос в микрофоне или смотрим видео со своим участием, зачастую собственный голос кажется совершенно незнакомым .

2. … “застревает” в горле
Делайте зарядку для лица. Цель – освободить горло, передав основную работу губам и диафрагме. Произносите слоги «кью-икс»: на «кью» губы округляются, а «икс» произносится с широкой улыбкой.
Повторите упражнение 30 раз, а потом произнесите небольшую речь, чтобы убедиться в его пользе.

При выступлениях голосовые связки будут меньше утомляться, а мышцы рта – легче выполнять посылаемые мозгом команды.

3. …не звучит
5–10 минут в день громко читайте какой-нибудь текст, но без согласных звуков. Так, фраза «Пять упражнений, чтобы полюбить свой голос» будет звучать как «я-у-а-е-и-о-ы-о-ю-и-о-о-о». Согласные действуют как трамплин, заставляя гласные звуки вибрировать.
Перечитайте тот же отрывок текста, на этот раз чеканя согласные.

Голос обретет интенсивность вибрации и звучания, при этом вы не будете утомляться, а понимать вас станут лучше.

4. …слишком тихий
Положите руки на солнечное сплетение. Вспомните что-то, что очень вас рассердило. Произнесите любой текст, прижимая руки к животу и стараясь, чтобы звуки исходили именно из области пупка.
Выпустите гнев, четко произнося согласные и широко открывая рот.

Старайтесь чаще выражать таким образом свои эмоции – грусть, гнев, радость. Голос станет насыщенным, менее официальным, более искренним.

5. …обезличенный
Стоя босиком, спокойно дышите, надувая живот при каждом вдохе.
Медленно переносите упор стопы с пятки на носок и обратно.
Продолжите с закрытыми глазами. Если ваша энергия слишком сконцентрирована в области головы, вы потеряете равновесие. Перестаньте контролировать себя и сосредоточьтесь на стопах. Это упражнение поможет вам лучше распределять энергию.
Вы лучше «обживетесь» в своем теле, и тембр голоса станет богаче.

Этот пост приготовлен для тех кто хочет стать чуточку умней, кому возможно не нравится свой голос, либо кто вообще никогда не задумывался о звучании своего голоса.

источник

Сегодня мы начнем разговор на одну из тем, которая волнует многих. Мы поговорим о том, почему голос быстро устает. Но, чтобы непосвященным было понятно, о чем пойдет речь, начну с того, что, скорее всего, знакомо многим.

У одной из моих знакомых есть маленькая дочка. Эта очаровательная девчушка просто обожает сказки.

Знаю, что многие родители решают проблему чтения очень просто. Они включают ребенку запись и спокойно занимаются своими делами.

Но это не про мою знакомую и ее девочку. Малышке очень нравится, когда сказки ей рассказывает мама. Но вот беда. После 10-15 минут чтения вслух голос моей знакомой «садится» и начинает болеть горло.

Возможно, и вам знакомо состояние, когда после нескольких минут общения, начинает першить в горле, хочется слегка покашлять и в области гортани возникают неприятные ощущения. Вы понимаете, что вам тяжело говорить.

Это так называемая усталость голоса.

ПОЧЕМУ ГОЛОС БЫСТРО УСТАЕТ

Одна из самых распространенных причин этого неприятного явления – слабая натренированность главной мышцы, которая отвечает за силу нашего голоса.

И называется эта мышца – диафрагма.

Что такое диафрагма и какую роль она играет в жизни каждого из нас, читайте здесь.

Читайте также:  Сколько дней лечится грибок в горле

Но еще раз повторю, что диафрагма – это тот фундамент, на котором базируется и набирает силу наш голос. Именно поэтому, у людей, чья деятельность связана с повышенной речевой активностью, диафрагмальная мышца накачана не менее, чем мышцы у хорошего спортсмена.

Не зря говорят, что голос – это озвученное дыхание. Чем правильнее вы дышите, тем легче вам говорить.

Почему голос быстро устает?

Скорее всего, потому, что дыхание используется лишь наполовину. Особенно этим страдают женщины, физиологическое дыхание которых изначально поверхностно.

Позаботьтесь о своем голосе еще до того, как он начал подавать вам первые SOS – сигналы. Уделите внимание выработке правильного диафрагмального дыхания.

Простые, но полезные упражнения вы найдете здесь.

Выполняйте эти упражнения хотя бы раз в день в течение месяца и вы приучите себя дышать правильно.

Стесненное и зажатое дыхание не будет вас беспокоить даже в самых ответственных ситуациях публичных выступлений.

А ваш голос скажет вам только за это: «Огромное спасибо!».

Кстати, моя знакомая тоже последовала этим советам, и вечернее чтение сказок своей дочери доставляет ей теперь огромное удовольствие.

ПРИЯТНОГО ВАМ ЧТЕНИЯ И ЗДОРОВОГО ГОЛОСА!

КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ ПРИВЕТСТВУЮТСЯ.

СТАТЬЯ ПОНРАВИЛАСЬ? Нажмите на кнопки и поделитесь ею с друзьями.

Фонастения – это слабость или быстрая истощаемость голоса вплоть до его потери. Чаще всего она развивается у людей голосовых профессий.

В большинстве случаев при фонастении каких-либо характерных изменений в голосовом аппарате, которыми можно было бы объяснить жалобы пациентов, нет. У страдающих фонастенией быстро устает голос, при разговоре в горле возникает першение или жжение, причем каждый раз эти ощущения могут возникать в разных частях шеи, глотки и даже груди. Также наблюдается повышенное слюноотделение, отхаркивание и кашель. Если такие люди продолжают разговаривать или петь после появления первых симптомов, голос начинает дрожать, прерываться, меняется его тембр. Если и дальше напрягать связки, голос пропадает.

Голосовой аппарат – сложная система, состоящая из дыхательного аппарата, гортани с голосовыми связками и резонаторной области. Основной его элемент – гортань – трубка, состоящая из 5 хрящей и соединяющая трахею с глоткой. Голос образуется при колебании голосовых связок – особых складок гортани. Дыхательный аппарат (легкие, трахея, бронхи и диафрагма) обеспечивает прохождение воздуха через связки.

Процесс речи начинается со вдоха. В этот момент воздух нагнетается в легкие. Затем по команде импульсов, идущих из головного мозга, голосовые связки смыкаются и голосовая щель закрывается. В этот момент начинается выдох. Воздух, выходя из легких, наталкивается на сомкнутые связки, давит на них, связки начинают колебаться под напором воздуха, и получается звук.

Важна для голоса и резонаторная область (носовая полость с придаточными пазухами) – в ней звук усиливается и приобретает определенный тембр. И состояние носовой полости и пазух очень важно для правильности звуков.

При нарушении координации между дыханием, фонацией (использованием гортани для получения звука), артикуляцией и деятельностью резонаторов развивается фонастения. Она может развиться при переутомлении, злоупотреблении голосом или стрессе, может быть истинной и ложной. Истинная фонастения вызвана психическими травмами, или хроническими интоксикациями организма, а ложная развивается при переутомлении у тех, кто работает голосом (экскурсоводы, преподаватели) в результате высокой нагрузки на голос и неправильного строения голосового аппарата.

Течение фонастении может быть острым или хроническим. Острая фонастения возникает при перегрузке голосового аппарата. Однако изменений в речевом аппарате пока нет. А если болезнь не лечить, она переходит в хроническую стадию.

При хронической фонастении при ларингоскопии можно заметить гиперемию голосовых связок, утолщение их свободного края, их неполное смыкание.

Диагноз «фонастения» ставится на основании жалоб пациента и слышимых изменений голоса. При ларингоскопии видны незначительные изменения слизистой оболочки и вялость голосовых складок. Однако при стробоскопии можно заметить асинхронность колебания голосовых связок.

Лечение фонастении строго индивидуальное. Прежде чем начать лечение фонастении, нужно выяснить причину ее возникновения. От этого будет зависеть выбор метода лечения. При лечении страдающих фонастенией используют

психотерапевтические методы; физиотерапию; медикаментозное лечение.

При этом часто назначают седативные (успокаивающие) средства, ингаляции с настоями трав (ромашка, шалфей, эвкалипт, календула). Для улучшения питания тканей гортани применяют электрофорез на область гортани, часто для этого назначают биогенные стимуляторы – сок каланхоэ, растительные масла с добавлением витамина В2, настойку аралии, лимонника, экстракт элеутерококка. Также врачи рекомендуют поливитамины, гимнастику, прогулки и водные процедуры.

Обязательное условие при лечении фонастении – полный голосовой покой в течение как минимум 1 недели. При хронической фонастении этот период может увеличиваться до 2-3 недель.

Основной метод профилактики фонастении – фонопедия – обучение управлению голосом. Правильная постановка голоса очень важна для людей со слабым голосовым аппаратом. В противном случае им придется менять профессию на более молчаливую. В процессе постановки голоса необходимо найти удобную его подачу с минимальной нагрузкой голосового аппарата. Также необходимо устранить нарушения дыхания, если они есть.

Если по работе приходится много говорить, необходимо соблюдать режим работы, не перенапрягать голос, при возможности пользоваться микрофоном или громкоговорителем.

Еще одно важное профилактическое правило – необходимо своевременно лечить воспалительные заболевания горла, носа и придаточных пазух.

К сожалению, очень многие патологии могут стать причиной удушья – ощущения, будто человеку что-то мешает в глотке, не дает сделать нормальный вдох, сдавливает горло. К примеру, небольшое чувство давления в области горла может возникать из-за отека слизистой оболочки при обычных инфекционных болезнях. В некоторых случаях это ощущение усиливается, перерастая в удушье.

На втором месте среди причин возникновения чувства нехватки воздуха и сдавленности в горле стоят аллергические реакции верхних дыхательных путей.

Особенно опасны в плане безопасности для жизни аллергические реакции со стороны гортани, потому как некоторые из них способны привести к полному перекрытию просвета этого органа и настоящему удушению.

Ощущение сдавленности в горле может быть признаком инородного тела в глотке или гортани. Посторонний предмет, случайно попавший в горло при вдохе, обычно вызывает сильную боль и резкий спастический кашель.

Благодаря серии кашлевых толчков, человеку обычно удается освободить дыхательные пути и восстановить нормальное дыхание. Однако если просвет гортани полностью перекрывается инородным телом, человек просто не в состоянии ни осуществлять дыхание, ни кашлять, потому в таком случае быстро наступает удушение.

Для лечения и профилактики ангин, ОРВИ и гриппа у детей, и взрослых Елена Малышева рекомендует эффективный препарат Immunity от российских ученых. Благодаря своему уникальному, а главное 100% натуральному составу препарат обладает крайне высокой эффективностью в лечении ангин, простудных заболеваний и усиления иммунитета.

Читать о методике Малышевой…

Если у человека в горле давит и при этом есть боль в шее, скорее всего проблема кроется в искривлении или повреждении шейного отдела позвоночника. В таком случае, чтобы устранить неприятные симптомы, нужно сначала пройти обследование у вертебролога, ортопеда или хирурга.

Как это ни банально, но если шею сдавливает тесная одежда, в частности узкие воротники, чрезмерно затянутые шарфы или галстуки, это тоже может вызвать симптомы удушья. К нашему горлу нужно относиться бережно, всевозможные сдавливания и сжимания ему противопоказаны.

Сдавливание горла украшением или одеждой может привести к нарушению кровообращения и травматизации щитовидной железы, повреждению гортани. Врачи-эндокринологи не зря предупреждают, что у любителей галстуков чаще возникают опухоли щитовидной железы.

Умеренное ощущение, словно в горле что-то давит, является нормальным симптомом любых ОРВИ, простуд, ангин, фарингитов. Обычно это чувство не вызывает настороженности, поскольку проходит по мере выздоровления от инфекции. Исключение составляют только 2 момента:

Инфекция горла, возникшая у маленького ребенка, Дифтерия зева и гортани (в любом возрасте).

Инфекции горла в возрасте до 5-ти лет могут спровоцировать

отек и спазм гортани у ребенка

, вызвать настоящее удушье. Подобное состояние называется ложным крупом и требует оказания неотложной помощи.

Дифтерийная палочка может поражать не только горло. Опасной для жизни формой этого заболевания является именно дифтерия зева и глотки (круп), поскольку при ней, из-за перекрытия пленками просвета дыхательной трубки, развиваются симптомы удушья, становится трудно дышать, и как следствие наступает асфиксия (удушение).

Удушье при дифтерии считается тяжелым диагностическим признаком, которому предшествуют симптомы, характерные для других инфекций, а именно:

Высокая температура, Бледность кожи, Слабость, Отечность шеи, Небольшая боль в горле, Умеренная боль при глотании, Увеличение лимфоузлов шеи.

Вполне естественно, что по этим симптомам очень трудно выявить болезнь на ранних этапах, то есть до развития удушья. Диагностировать дифтерию помогают другие ее проявления.

Например, если первично воспалительный процесс локализуется в гортани, то у больного будет грубый кашель (лающий), охриплый голос, шумное дыхание. По мере развития болезни у человека может возникнуть ощущение, будто ему становится тяжело дышать, а затем появится затруднение и угнетение дыхания.

Дифтерия зева проявляется увеличением, покраснением, отечностью миндалин, появлением на них сплошного, обычно серого цвета, налета в виде плотной пленки. Налет нередко выходит за пределы миндалин, распространяясь на небо, дужки, глотку.

Боль в горле при глотании при этом умеренная, не очень сильная. Дифтерия зева также опасна для человека, поскольку воспаление может распространиться на гортань с последующим нарушением дыхания.

Диагноз «дифтерия» ставят по итогам жалоб, осмотра и результатов мазка из зева. Главное лечение этой болезни состоит во введении больному противодифтерийной антитоксической сыворотки. В случае нарушения дыхания из-за перекрытия просвета гортани дифтерийными пленками проводят трахеотомию для предотвращения смертельного исхода.

Отек слизистой оболочки гортани представляет собой симптом некоторых заболеваний и отдельной болезнью не является. Причины отека кроются в поражении гортани инфекцией, травмой, ожогом, аллергенами. Следует также сказать, что отек гортани может быть симптомом тяжелой аллергической реакции – анафилактического шока.

При отеке слизистой гортани у человека появляется боль, как бы чувствуется инородное тело, которое давит в горле, душит, не дает сделать вдох. В некоторых случаях может присоединиться охриплость голоса и кашель.

Отзыв нашей читательницы — Ольги Солотвиной

Недавно я прочитала статью, в которой рассказывается о натуральном перепарате Immunity в состав которого входят 25 целебных трав и 6 витаминов, для лечения и профилактики простудных заболеваний, ангин, фарингитов и многих других заболеваний в домашних условиях.

Я не привыкла доверять всякой информации, но решила проверить и заказала одну упаковку. Простуда, осложненная ангиной прошла буквально за пару дней. Сейчас пьем в целях профилактики, готовимся к осени. Попробуйте и вы, а если кому интересно, то ниже ссылка на статью.

Ушибы, сдавления гортани, Ожоги растворами щелочей, кислот, Термические ожоги.
Скарлатина, Ангина, Корь, Грипп.
Заболевания почек, Болезни сердца и сосудов, Цирроз печени, Кахексия (истощение).
Аллергия на лекарственные препараты, шерсть животных, пыльцу растений, некоторые пищевые продукты и т. д.

Если отек развивается медленно, то больной больше жалуется на то, что ему становится немного больно или трудно глотать и постепенно нарастает чувство, словно что-то сдавливает глотку. При остром (быстром) развитии отека беспокоит ощущение, что горло душит, появляется давящая боль в глотке, становится очень трудно глотать.

Лечение отека гортани полностью зависит от вызвавшей его причины. Например, при аллергии будут эффективны антигистаминные препараты, гормональные противовоспалительные средства, а при ангине – антибиотики и антисептики.

Чувство, будто что-то давит в горле, может быть вызвано доброкачественным новообразованием или злокачественной опухолью, как самого горла, так и ближайших к нему органов и тканей.

Например, нередко узлы, кисты или гипертрофия (разрастание самой ткани) щитовидной железы, оказывая давление на гортань, становятся причиной ощущения сдавленности горла, небольшого удушья.

Что касается опухолей горла, то причины их возникновения до сих пор достоверно неизвестны.

Предполагается, что провоцировать их могут травмы, перенапряжение горла, постоянное раздражение слизистой вредными веществами (пылью, вредными газами, сигаретным дымом).

Если больной испытывает чувство, как что-то давит у него в горле, то следует в первую очередь проверить на наличие опухоли слизистую гортани. Дополнительно заподозрить опухоль можно по:

Быстрой утомляемости голосовых связок при разговоре, Охриплости голоса, Трудно дающемуся глотанию, Жалобам на стреляющую боль в ухе, Гнилостному запаху изо рта, Появлению прожилок крови в мокроте, Затруднению дыхания.

При подозрении на опухоль следует обязательно в ближайшее время обратиться к врачу. Если болезнь была выявлена на ранней стадии, то у больного есть все шансы на полное выздоровление.

Часто разные по степени выраженности симптомы удушения – от легкого чувства, будто что-то давит на горло, до ощущения, будто стало тяжело или невозможно дышать — вызывают неврологические и психические расстройства, в частности неврастении, депрессии, панические атаки, гипервентиляционный синдром.

Интересно то, что из-за слабости эмоциональной системы, женщины чаще ощущают удушье в горле психогенного происхождения.

При панических атаках давящая боль в области горла сопровождается учащением пульса и сердцебиения, головокружением, онемением конечностей. Также у человека нередко возникает ощущение нехватки воздуха (потому как ему трудно сделать вдох), боль в левой части грудной клетки, появляется страх. Такой приступ обычно начинается остро, и длиться не более получаса.

Причины возникновения панических атак состоят в перенапряжении нервной системы, частых стрессах, волнениях, переживаниях. Более подвержены паническим атакам лица с тревожно-мнительным характером. Для лечения этой патологии применяют антидепрессанты и транквилизаторы, однако их целесообразно назначать только тогда, когда больному трудно или невозможно оказать помощь психотерапевтическими методиками.

Вы все еще думаете что избавиться от постоянных простуд, ГРИППА и ЗАБОЛЕВАНИЙ ГОРЛА невозможно!?

Судя по тому, что вы читаете эту статью — вы не по наслышке знаете что такое:

сильная боль в горле даже при глотании слюны… постоянное ощущения комка в горле… озноб и слабость в теле… «ломка» костей при малейшем движении… полная утрата аппетита и сил… постоянная заложенность в носе, и отхаркивания соплей…

А теперь ответьте на вопрос: вас это устраивает? Разве ВСЕ ЭТИ СИМПТОМЫ можно терпеть? А сколько времени вы уже «слили» на неэффективное лечение? Ведь рано или поздно СИТУАЦИЯ УСУГУБИТЬСЯ. И дело может закончиться плачевно…

Правильно — пора начинать кончать с этой проблемой! Согласны? Именно поэтому мы решили опубликовать эксклюзивную методику Елены Малышевой, в которой она раскрыла секрет укрепления иммунитета у детей и взрослых, а также рассказала о методах профилактики ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. Читать дальше…

источник